• Онлайн заявка

    *Ваше Имя:

    *Ваш контактный телефон

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос:

    Поля отмеченные звездочкой обязательно должны быть заполнены

Что такое коносамент? Для чего он используется?

Коносамент (Bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.
Для стран-участниц коносаментные перевозки грузов регулируются Международной конвенцией по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельским протоколом 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага-Висби); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая поглощает Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Около 40 стран мира присоединились к Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., но Россия не является её участницей.
В России правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется Кодексом торгового мореплавания СССР 1968 г. с последующими изменениями и дополнениями и Гражданским кодексом Российской Федерации.

ункции коносамента:
С юридической точки зрения коносамент выполняет три основные функции:

  1. Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки. Обязанность перевозчика выдать отправителю после приема груза коносамент установлена ст. 123 КТМ СССР.
  2. Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание. В соответствии со ст. 120 КТМ СССР наличие и содержание договора морской перевозки могут быть доказываемы среди прочих документов коносаментами. Согласно ст. 121 КТМ СССР правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом.
  3. Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.

Обычно коносамент — это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.
Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.
Линейные коносаменты – применяются при линейной форме организации перевозок, которая имеет место при необходимости перевозок большого количества мелких партий генеральных грузов (к которым в частности относятся и контейнеры). Разрабатывается одной стороной – перевозчиком и отражает «неторгуемые» условия перевозки. (см. конос cma cgm и обычный конос). В коносаменте указаны порты захода, продолжительность стоянки, наименование судов (прямых и фидерных, если груз перегружался (см. конос transfenica)).  Может быть «бортовым», т.е выданным на груз, погруженный на судно, и «сквозным», подтверждающим, что груз получен к перевозке (в случае, если перевозчик предполагает везти его с перегрузкой) и свидетельствующим об условиях, на которых заключен договор перевозки. Также линейный коносамент является документом, подтверждающим факт наличия и содержания договора перевозки.
Трамповый коносамент —  составляется на основании чартера и зачастую в «короткой» форме.
Во всех коносаментах  обязательно указываются статьи «Парамаунт клоуз», «Залоговое право», «Общая авария».
Содержание коносамента определено «Гамбургскими правилами» ровно как и ответственность морских перевозчиков.
Конвенция ООН о морской перевозке грузов «Гамбургские правила» (Гамбург, 31.03.1978г) – были определены в интересах собственника перевозимого груза, содержат изменения и дополнения к Гаагским правилам.