• Онлайн заявка

    *Ваше Имя:

    *Ваш контактный телефон

    Ваш e-mail

    Ваш вопрос:

    Поля отмеченные звездочкой обязательно должны быть заполнены

Аутсорсинг ВЭД как инструмент снижения издержек во время кризиса

По данным Федеральной таможенной службы за минувший год стоимостной импорт в Россию сократился на 9,2%, или почти на $29 млрд. – с $315 млрд. в 2013 году до $286 млрд. в 2014 году. При том, что за период 2010 – 2013 гг. наблюдался устойчивый рост импорта. По последним данным за январь-февраль 2015 г. сокращение составило 38,2%. В Северо-Западном регионе таможенная статистика за 2014 г. показала снижение стоимостного импорта на 5%. В январе 2015 весовой объем импортных грузов, оформленных на Санкт-Петербургской таможне, сократился на 43,31%, а на крупнейшей в регионе Балтийской таможне – на 30,54 %. Основные факторы, повлиявшие на такое значительное снижение объемов импорта сегодня широко обсуждаются: падение потребительского спроса, урезание бюджетов на инвестиционные проекты, влияние западных санкций и связанное с ним импортозамещение, возросшая стоимость импорта в связи с ослаблением курса рубля.

Чтобы не потерять рынок все участники импортной логистики вынуждены так или иначе снижать свои издержки. Усилилась конкуренция среди транспортных компаний, таможенных представителей, а также на рынке складской логистики. В ситуации снижения рентабельности бизнеса импортеров, они также сокращают свои затраты. За последние полгода заметно увеличилось количество организаций, осуществляющих внешнеторговые операции на нерегулярной основе. Для таких компаний оправданным шагом на пути сокращения издержек может быть сокращение персонала в отделе ВЭД и переход к частичному или полному ВЭД-аутсорсингу.

«Кризис надо всегда стараться превращать в возможности» — комментирует Андрей Михайлов, основатель и генеральный директор ВЭД-оператора ООО «Импорто».
Аутсорсинг ВЭД – это перекладывание определенных задач в сфере внешнеторговой деятельности на другую компанию – профессионала в этой области.

Сегодня многие транспортно-логистические компании предлагают сервис по доставке импортных товаров «под ключ», включающий в себя транспортное экспедирование по варианту «дверь-дверь», а также таможенное оформление. Однако лишь единицы готовы сопровождать клиента на всех стадиях реализации внешнеэкономической сделки. «Когда мы с партнерами только начинали бизнес, было принято решение сконцентрироваться на основных проблемах, возникающих у участников ВЭД. Нами был организован сервис по принципу «одно окно», фактически заменяющий работу отделов закупок, транспортной логистики и таможенного оформления», — заявляет г-н Михайлов – «Это значит, что наши штатные специалисты не только обеспечат своевременную доставку и таможенное оформление, но и организуют поиск зарубежных поставщиков, ведение переговоров, подбор оптимального коммерческого предложения и закупку товаров в интересах клиента. Решение по выбору схемы работы формируется индивидуально, в зависимости от достигнутых договоренностей по распределению функций, соответственно и рисков с клиентом. В каких-то случаях мы выступаем в качестве прямого импортера, принимая на себя всю ответственность и обязательства перед зарубежным и российским участником сделки, а также контролирующими органами РФ. Компаниям, готовым самостоятельно нести риски импортера, мы предлагаем частичный аутсорсинг».

Смена поставщика иногда является единственным способом кардинального снижения закупочных цен. В этой связи в последнее время увеличился интерес к размещению заказов на производствах в Китае, Вьетнаме, Индии и некоторых других странах ЮВА. Импортозамещение, активно продвигаемое правительством, в свою очередь, является длительным процессом, который экономически оправдан далеко не по всем группам товаров.

«Россия в 2014 году заняла 9 место в рейтинге основных внешнеторговых партнеров КНР», сообщает А. Михайлов — «Из-за огромной конкуренции в Китае, конечно, происходит борьба за иностранного покупателя. Россия для Китая интересный, но далеко не самый большой рынок. В вопросах работы с Китаем важно понимать логику своего контрагента, основанную на парадигме выживания любой ценой. Необходимо постоянно проявлять бдительность, поддерживая чувство ответственности у китайского поставщика, сочетая ее с проявлением дружеских отношений. Часто китайские партнеры, понимая слабый уровень менеджера по закупкам, могут сэкономить на качестве, намеренно, или по недосмотру изменить ассортиментный ряд. Иногда бывает так, что торговая компания (посредник) позиционирует себя как завод, при этом предлагая цены EXW на 20-30% выше заводских. Нередки случаи мошенничества, связанного с выводом авансированных денежных средств за поставку на счета подставных компаний и дальнейшим исчезновением поставщика. В общем, несколько раз столкнувшись с подобными ситуациями, возникшими у клиентов, мы решили выделить сопровождение закупок в Китае в отдельное направление. Сопровождение текущих сделок осуществляется силами наших штатных сотрудников с соответствующим опытом и знанием китайского языка. По услугам, требующим непосредственного участия специалистов в Поднебесной (аттестация производства, контроль качества продукции и др.), мы работаем с проверенными партнерами».

По оценкам Всемирного банка (Рейтинг «Doing business 2015») Россия по-прежнему, входит во вторую сотню стран по критерию, оценивающему легкость ведения международной торговли. Какие-то проблемы решаются, но в целом ситуация все еще оставляет желать лучшего. Тормозится внедрение системы одного окна и межведомственного взаимодействия при контроле документов, необходимых для выпуска импортируемых товаров. Схема документооборота при движении грузов в морских портах РФ остается громоздкой и вкупе с завышенными тарифами стивидоров уменьшает конкурентоспособность отечественных портов по сравнению с европейскими. Санкции, применяемые в соответствии с КоАП за правонарушения в области таможенного дела, часто не исходят из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и их последствиям.

«Работать в нашей сфере не становится проще. В последние полгода наблюдается сокращение количества сопровождаемых сделок по нашим постоянным клиентам, импортирующим промышленное оборудование, автозапчасти, сантехнику, мебель. При этом увеличилось количество новых обращений от компаний, которые перешли на нерегулярные поставки, а также от начинающих импортеров» — резюмирует Андрей Михайлов.

Опубликовано в газете «Деловой Петербург» 28.04.2015

ДП

Статья в «Деловом Петербурге»