О маркировке товаров в соответствии с требованиями технических регламентов ТС (ЕАЭС)

Зачем нужна маркировка товаров знаком EAC?

«Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами».

В соответствии со Статьей 27 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ

Комиссия Таможенного союза в 2011 году утвердила Порядок применения единого знака обращения продукции на рынке Таможенного Союза. В 2016 году вновь созданная Евразийская экономическая комиссия заменила «Рынок Таможенного союза» на «Рынок Евразийского экономического союза».

Единый знак обращения (маркировка EAC)

Именно знаком обращения на рынке Евразийского экономического союза в настоящее время должна маркироваться вся продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов (ТР) ТС (ЕАЭС) на территории Евразийского экономического союза. В нем отражены 3 буквы EAC.

Единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза).

Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.

Таким образом, наносить маркировку знаком EAC до выполнения всех процедур подтверждения соответствия
не допускается.

Вместе с тем, важно понимать, что недопустимо нанесение маркировки знаком EAC  на те товары, которые не подлежат обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям технических регламентов.

Обязательная оценка (подтверждение) соответствия, как правило, производится в форме сертификации, декларирования соответствия (ДС), а также государственной регистрации товаров (СГР). 

Какая информация кроме знака EAC должна содержаться в маркировке?

В настоящее время именно технические регламенты Евразийского экономического союза (технические регламенты Таможенного союза) содержат исчерпывающие требования к обязательному составу сведений, содержащихся в маркировке товаров, а также принципам ее нанесения. Требования различных ТР ТС к маркировке товаров, на которые распространяется их действие, как правило, отличаются. 

Рассмотрим обязательные сведения, которые должны содержаться в маркировке, на примере изделий, подпадающих под действие ТР ТС 004/2011 (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования»). Данный технический регламент распространяется на широкий перечень электрических аппаратов и приборов бытового назначения, персональные компьютеры, электромузыкальные инструменты и др.

На само низковольтное оборудование вместе со знаком EAC должны быть нанесены:

  • наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель);
  • его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность;
  • наименование и (или) товарный знак изготовителя;
  • наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование.

При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку.

Правильная маркировка ТР ТС должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на оборудование в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.

В том случае, если товар подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям нескольких технических регламентов, маркировка должна включать в себя максимально полную информацию, включающую в себя требования всех ТР.  

Где и в какой момент должна быть нанесена маркировка?

В случае если товар производится на территории одной из стран – участниц Евразийского экономического союза, то маркировка наносится после проведения всех процедур обязательной оценки (подтверждения) соответствия  перед выпуском товара в обращение на рынок ЕАЭС.

В случае если товар завозится из-за границы (иностранный товар), маркировка наносится после проведения всех процедур обязательной оценки (подтверждения) соответствия перед выпуском декларации на товары (таможенной декларации) по процедуре «выпуск для внутреннего потребления».    

Нанесение маркировки возможно в зоне таможенного контроля на территории ЕАЭС. Для этого необходимо разместить товар на таможенном складе. Однако услуги таких складов обходятся довольно дорого, поэтому, опытные участники ВЭД обеспечивают нанесение маркировки либо у изготовителей (поставщиков), либо на специализированных складах (логистических центрах) в зарубежных странах.

Здесь важно напомнить, что нанесение знака EAC не допускается на образцах продукции, ввозимых в РФ (страны ЕАЭС) для целей проведения испытаний, а также иных процедур оценки (подтверждения) соответствия.         

Контроль маркировки таможенными органами РФ. Ответственность за отсутствие и нарушение маркировки.

Таможенные органы РФ в рамках своих полномочий контролируют соблюдение участниками ВЭД запретов и ограничений, в том числе мер технического регулирования.

Так называемая «маркировка для таможни» является сегодня одним из необходимых факторов успешного выпуска товаров. 

Представители таможенных органов при реализации процедур таможенного контроля (таможенный досмотр и др.) досконально изучают полноту нанесенной маркировки, а также ее соответствие информации, указанной в представленном разрешительном документе (сертификат соответствия/декларация о соответствии). В случае расхождения сведений, либо отсутствия каких-то данных в маркировке, предусмотренных техническими регламентами ТС (ЕАЭС), таможенный орган вправе приостановить выпуск товара, а в некоторых случаях и инициировать возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 16.3, либо 16.2. (ч.3) КоАП РФ.

Вопрос привлечения декларанта к административной ответственности за несоответствующую маркировку ввозимых товаров вызывал значительное количество споров и недовольства со стороны участников ВЭД. Поэтому Федеральная таможенная служба в 2018 году опубликовала свои разъяснения по этой теме.

«Для цели квалификации совершенного правонарушения недостаточно одного лишь несоответствия между маркировкой на товаре и сведениями, указанными в документе об оценке соответствия (в том числе отсутствие перевода маркировки на русский язык, наличие опечаток, ошибок, несоответствие формы маркировки). Помимо маркировки, необходимо исследовать товаросопроводительные документы, техническую документацию и другие документы, относящиеся к ввезенному товару, в совокупности. Если результаты таможенного досмотра подтверждают идентичность сведений о товаре, указанных в декларации на товары, товаротранспортных, товаросопроводительных документах и иных документах, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС, документах, полученных в рамках таможенного контроля, документу об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, последний недействительным (относящимся к другим товарам) не может быть признан.

В соответствии с Письмом ФТС России от 15.08.2018 № 01-11/50898

Отсутствие только маркировки знаком ЕАС на перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах, включенных в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, само по себе не образует административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2, статьями 16.7, 16.17 КоАП РФ».

Таким образом, в последнее время возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 16.3, либо 16.2. (ч.3) КоАП РФ со стороны таможенных органов стали реже, но все равно продолжаются на определенных таможенных постах. Декларации на товары в случае обнаружения несоответствий (различного характера) в маркировке, как правило, не выпускаются.  

При этом, таможенные органы все чаще стали привлекать к ситуациям выявленных нарушений представителей Роспотребнадзора, руководствуясь продолжением Письма ФТС России от 15.08.2018 № 01-11/50898:

«Вопрос о наличии состава AП и возбуждении дела об АП должен «Вопрос о наличии состава AП и возбуждении дела об АП должен разрешаться в каждом конкретном случае отдельно с учетом требований права ЕАЭС (технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза), применяемых в отношении определенной категории товаров, а также обстоятельств, свидетельствующих о мерах, принятых лицом по проверке действительности документов об оценке соответствия, их относимости к конкретному товару, участия декларанта в процедуре их получения.

При обнаружении нарушений требований технических регламентов, правил выполнения работ по сертификации, порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, представления недостоверных результатов исследований (испытаний), недостоверного декларирования соответствия продукции, административная ответственность за которые установлена статьями 14.43, 14.44, 14.46, 14.46.1, 14.47, 14.48, 15.12 КоАП РФ, и иных нарушений в области технического регулирования, не отнесенных к компетенции таможенных органов, документы и сведения, подтверждающие такие нарушения, необходимо направлять в соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов для привлечения лиц к административной ответственности».

Имеется практика реализации условного выпуска для нанесения маркировки знаком EAC, а также проведения процедур оценки (подтверждения) соответствия. Однако, как утверждают представители таможенных органов, разрешение на условный выпуск на таможне — не безусловное право, а решение, которое таможенный орган принимает на основании определённого комплекта документов и под свою ответственность. Если нет маркировки, таможня не согласует условный выпуск.  Кроме того, практика реализации условных выпусков значительно отличается в различных регионах РФ, а участники ВЭД не всегда понимают, как  пользоваться данным правом. 

Выводы

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать выводы, что нанесение корректной маркировки на импортируемые товары до пересечения таможенной границы РФ – это единственно правильное решение для исключения всех рисков, связанных с маркировкой, а также минимизации дополнительных расходов в процессе таможенного оформления.

При этом, к сожалению, контроль нанесения маркировки на отдельных таможенных постах фактического контроля (ТПФК) в настоящее время по-прежнему остается краеугольным камнем, вокруг которого некоторые недобросовестные таможенные инспекторы и участники ВЭД продолжают злоупотреблять своими правами и полномочиями.           

Услуги ГК «Импорто» по нанесению маркировки, а также ввозу проб и образцов 

Компания «Импорто» в качестве международного экспедитора предлагает своим клиентам следующий комплекс услуг:

  • консультирование по вопросам применения к товарам требований технических регламентов ТС (ЕАЭС);
  • разработка состава маркировки для конкретных товаров;
  • проверка эксплуатационной документации;
  • составление инструкций для зарубежных производителей (поставщиков) по нанесению маркировки (на английском языке);
  • маркировка товаров в Европе - нанесение маркировки экспедитором на консолидационных складах в EC на сами изделия, а также упаковку (маркировка оборудования, маркировка бытовой техники и др.);
  • доставка и таможенное оформление проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции в РФ.



Получите подробную консультацию нашего специалиста по вопросам нанесения маркировки на ввозимые товары.

Тел.: +7 (812) 385 11 20 (многоканальный)
e-mail: info@importo.spb.ru

Я подтверждаю свое согласие на передачу информации в электронной форме (в том числе персональных данных) по открытым каналам связи через Интернет, а также на обработку персональных данных